Хотя каждый из двенадцати шагов представляет собой отдельный процесс, все они в какой-то степени связаны друг с другом, потому что отдельные их ступени взаимодействуют друг с другом - аспекты Первого Шага растворяются в Шаге Втором, компоненты Четвертого Шага вкрапляются в следующие шаги. Наверное, самая незаметная граница между Шагом Шестым и Седьмым Шестым и Седьмым Шагом. На первый взгляд. Шаг Седьмой Седьмой Шаг может просто показаться послесловием к Шагу Шестому. Мы затратили уйму времени и усилий, чтобы осознать недостатки дефекты нашего характера в Шестом Шаге и достичь стадии совершенной готовности, чтобы расстаться с ними; теперь все, что нам нужно сделать - это попросить, так?
Не совсем. Нам придется в этом шаге сделать гораздо больше, чем просто сформулировать просьбу к нашей Высшей Силе и сесть в ожидании ответа. Нам придется подготовиться духовно. Понимание смысла слова смиренно в этом контексте - это вопрос жизни и смерти. Необходимо найти способ попросить так, чтобы это соответствовало нашим духовным принципам.
Мы уже довольно много сделали в плане духовной подготовки к началу Седьмого Шага. Важно, чтобы мы уловили связь между работой, которую мы уже совершили, и результатами, которые эта работа принесла.
Все предыдущие шаги работали на то, чтобы заронить зерна смирения в нашу душу. На этом шаге те семена дают ростки. Многим из нас трудно дается концепция смирения, но, начав обсуждение этой темы в Шестом Шаге, мы уделим ей внимание и в Шаге Седьмом. Нам нужно понять, что значит для нас смирение и как оно проявляется в нашей жизни.
Нам не следует путать смирение и унижение. Если мы унижены, то нам стыдно, мы чувствуем себя никчемными. Смирение - это почти противоположное чувство. Работая по шагам, мы разгребали в себе залежи отрицания, эгоизма и себялюбия. Мы также создали более положительный образ самих себя и действовали согласно духовным принципам. Раньше мы не могли разглядеть в себе нашу собственную силу, потому что наша хорошая, здоровая половина была скрыта от нас нашей болезнью. А теперь мы можем. Это и есть смирение. Несколько примеров проявления смирения могут помочь нам понять эту концепцию.
Мы начали свой путь к выздоровлению, имея ограниченные понятия. За то время, которое мы находимся на пути к выздоровлению на этом пути, все, во что мы верили в прошлом, изменилось. Мы переполнены новыми идеями. Например, мы верили, что контролировали себя, но придя к АН, мы признали свое бессилие и были очень задеты так поражены этим, так что одного этого факта было достаточно, чтобы изменить наши взгляды. Из-за нашей наркомании мы не воспринимали уроки, которые нам преподносила сама жизнь, о том, что такое самоконтроль для человека. Благодаря тому, что мы отказались от наркотиков и работали над первыми шестью шагами, мы стали гораздо лучше понимать, как нам жить.
Многие из нас пришли к АН с уличным менталитетом. Мы знали только один способ получения желаемого - доставание через кого-то и манипулирование людьми. Мы и не подозревали, что у нас самих были точно такие же шансы, если не лучше, удовлетворять свои потребности. Годами мы носили маску вместо выражения лица, скрывали свое сочувствие к другим и ожесточались против себя самих. К тому времени, как мы оказались в АН, мы были уже такими крутыми, что, наверное, новички-наркоманы смотрели на нас с восхищением, как в свое время мы когда-то брали пример с наркоманов со стажем. Мы научились подавлять в себе всё человеческое и в большинстве случаев действовали жестоко.
Мы покинули арену, на которой идут такие игры, и у нас появились новые идеи. Мы обнаружили, что чувствовать и не скрывать своих чувств - это нормально. Мы поняли, что уличные правила действуют только на улице, в реальном же мире они неразумны и часто опасны. Мы стали мягче, но и ранимей. Мы больше не воспринимаем доброту как слабость.
Изменение этих позиций имеет драматический эффект. Иногда это даже изменяет наш внешний вид. Нахмуренные брови и отвисшая нижняя челюсть отдыхают в улыбке. Слезы льются свободно, обнажая нашу запрятанную душу.
Многие из нас пришли к АН, считая себя неудачниками, жертвами обстоятельств или заговоров с добрыми или злыми намерениями. Мы верили, что мы хорошие люди, просто нас никто по-настоящему не понимал. Любое зло, исходившее от нас, мы объясняли самообороной, если мы вообще были в состоянии понять, что кому-то причинили зло. Чувство жалости к себе расцветало на этой почве. Мы упивались своими страданиями, но задним умом понимали, что награды за нашу боль не будет никогда, даже частичной.
Но первые шесть шагов учат нас определять нашу роль в происходящем. Раньше мы думали, что мы попадали в определенные ситуации, теперь мы видим, как мы сами создавали эти ситуации. Мы отдаем себе отчет в том, какие возможности мы упустили. Мы перестаем винить других людей за нашу судьбу. Мы начинаем видеть, что все, что произошло с нами, во многом предопределено тем выбором, который мы сами сделали.
Смирение - это проявление нашей человечности. Если с нами это происходит впервые на Седьмом Шаге, то это может означать, что мы впервые чувствуем сострадание к самим себе. Мы очень взволнованы тем, что мы впервые осознанно совершаем человеческие поступки, и мы стараемся изо всех сил. Мы принимаем решения, правильные и ошибочные, и надеемся, что всё повернется куда надо будет идти, как надо. Мы помним, кто мы есть на самом деле, и мы знаем, что если мы делаем всё возможное для людей, то так же к нам относятся и другие. Мы ощущаем истинную связь с другими, помня, что у всех у нас небезопасное положение, и что все мы не без греха, но мы все мечтаем о будущем.
Сейчас нам нужно удостовериться в нашем смирении и понять, как оно проявляется в нашей повседневной жизни.
Наша работа над предыдущими шагами помогла нам установить отношения с Богом, каким мы лично его себе представляем как мы Его понимаем. И эта работа даст свои хорошие плоды, когда мы приступим к Седьмому Шагу. На Втором Шаге мы лишь начали задумываться о Высшей Силе, которая сможет помочь нам прийти в себя от нашей наркомании. И оттуда мы пошли дальше, приняв решение на Третьем Шаге доверить нашей Высшей Силе заботиться заботу о нашей воле и нашей жизни. Мы много раз просили эту Силу провести нас через Четвертый Шаг, а потом на Пятом Шаге мы делились с этой Силой самыми интимными подробностями нашей своей жизни. На Шестом Шаге нам открылось, что Бог, как мы его понимаем, может сделать для нас гораздо больше, нежели просто сохранить нашу чистоту.
Итак, как мы просим устранить наши недостатки избавить нас от недостатков Бога, доступного нашему пониманию как мы Его понимаем? Ответ во многом будет зависеть от того, каково наше понимание Бога. Существет много, очень много разных представлений о Боге, настолько много, что мы едва ли в этом руководстве сможем привести примеры того, как индивидуальный духовный путь отдельной личности сможет повлиять на её работу над Седьмым Шагом. Достаточно сказать, что в нашей работе над этим шагом должны отразиться наши личные духовные особенности поведения.
Будучи индивидуумами индивидуумами, мы можем прибегнуть к особенному, индивидуальному порядку или ритуалу, как к способу попросить нашу Высшую Силу устранить наши недостатки избавить нас от наших недостатков. Исходя из целей этого руководства, мы назовем их молитвами. Слово молитва широко распространено в нашем сообществе Сообществе для описания способа общения с нашей Высшей Силой. Тон просьбы отражается словом смиренно. Мы просим устранить наши недостатки избавить нас от наших недостатков, проявляя свою максимальную честность и духовность.
Как и с любым другим аспектом нашей программы, мы не собираемся просить избавить нас враз от всех наших недостатков. Мы будем просить снова и снова, на протяжении всей нашей жизни. Способ, каким мы будем просить, конечно же изменится в соответствии с тем, как будет меняться наше понимание Бога. Ничто из того, что мы делаем на этой стадии, не может быть раз и навсегда предопределенным в работе над Седьмым Шагом.
Многие из нас считают, что на этом шаге нам, наверное, нужно совершить нечто большее, чем просто молиться об избавлении от наших недостатков. Нам нужно сделать что-то такое, что сможет побудить Бога, каким мы его как мы Его понимаем, вмешаться в нашу жизнь. Мы не можем сначала просить Бога Его избавить нас от какого-то недостатка недостатка, а потом изо всех сил страдать по нему. Чем больше мы будем соблюдать дистанцию между собой и нашей Высшей Силой, тем меньше мы будем чувствовать присутствие этой Силы Ее присутствие. Нам следует поддерживать в себе осознание нас самих, которое мы обрели в Шестом Шаге, и добавить к нему осознание влияния Бога на нашу жизнь.
В Седьмом Шаге мы сконцентрируемся на признании, доверии и вере, терпении и смирении.
В Седьмом Шаге мы признаем свое бессилие на более глубоком уровне. То, что началось в Первом Шаге с осознания нашей наркомании, сейчас включает в себя осознание недостатков, которые шагают вровень с нашей наркоманией. Мы также углубляем наше признание понимание Второго Шага. Мы признаем, что наша Высшая Сила может сделать гораздо больше, нежели просто помочь нам оставаться чистыми. Мы ищем Силу, которая к тому же избавила бы нас от наших недостатков. Со временем мы все больше и больше верим в Высшую Силу и в процесс выздоровления.
Духовные принципы доверия и веры составляют сердцевину Седьмого Шага. Мы должны быть достаточно уверены в нашей Высшей Силе, чтобы доверить этой Силе Ей наши недостатки. Нам нужно понять, что наша Высшая Сила собирается сделать с ними что-то, иначе.Иначе как без веры мы будем просить ее Ее избавить нас от них? Мы должны пресекать любую попытку давать оценку деятельности Бога по избавлению нас от наших недостатков. Не так уж трудно понять, куда может привести нас подобный образ мыслей, если по истечении какого-то времени мы все еще будем замечать у себя те или иные недостатки. Вместо этого нам нужно сосредоточиться на действиях, которые мы должны совершать на этом шаге: смиренно просить, следовать духовным принципам и делать все возможное, чтобы не сбиться с пути, указанного Богом. Результаты Седьмого Шага не могут материализоваться немедленно, но лишь спустя какое-то время.
Одних доверия и веры никогда недостаточно; чтобы применять этот шаг в жизни, нам еще нужно терпение. Даже если уже прошло довольно много времени с тех пор, как мы начали просить избавить нас от недостатков, мы должны быть терпеливы. Может быть, именно нетерпение один из наших недостатков. Мы можем рассматривать те периоды, когда нам приходится ждать, как одарение дар - в это время нам больше всего нужно следовать принципу терпения. В конечном итоге, один из самых надежных путей к прогрессу - это преодоление барьеров в нашем духовном росте.
И наконец, нам следует помнить о принципе смирения, более чем о каком-либо другом, во время работы над этим Седьмым шагом. Очень просто увидеть, соблюдаем ли мы в этом шаге принцип смирения, задав себе несколько вопросов:
Сейчас мы можем удивляться тому, что именно мы можем чувствовать чувствуем. Мы попросили Бога, доступного нашему пониманию как мы Его понимаем, избавить нас от наших недостатков; мы с глубокой верой приложили наши максимальные усилия, чтобы следовать принципам нашей программы; но мы все еще можем поймать себя на том, что действуем, не задумываясь, и все время стараемся побороть свои недостатки. Это точно, что мы уже не употребляем употребляем наркотики, и что большая часть наших внешних жизненных обстоятельств изменилась к лучшему - возможно, наши отношения стали отношения с людьми стали более прочными - но изменились ли мы? Стали ли мы сами лучше?
Со временем мы увидим, что Бог повлиял на нашу жизнь. Нас даже может напугать та степень зрелости или духовности, которую мы проявляем в какой-то ситуации, ведь некоторое некоторое время назад в такой же ситуации мы проявляли себя очень неинтеллектуально не разумно. А однажды мы обнаружим, что какие-то из приемов, которыми мы привыкли пользоваться раньше, стали нам такими же чуждыми, какими по началу были для нас духовные принципы.
После подобного откровения мы можем начать думать, кем же мы были, когда первый раз пришли к АН, и как мало мы сейчас похожи на нас прежних.
Мы начинаем жить более духовной жизнью. Мы перестаем так много думать о том, что мы собираемся получить, даже от нашего выздоровления, и начинаем задумываться над тем, что мы можем отдать. То То, что мы делаем для поддержания и поощрения нашего хорошего настроения, входит в привычку, нам стоит только этого захотеть. Мы видим, что мы свободно выбираем, как именно мы хотим выглядеть в той или иной жизненной ситуации. Мы перестаем делать трагедию из каких-то мелочных неудобств. Мы становимся способными сохранить чувство собственного достоинства и остаемся честными, что бы жизнь ни преподносила нам. По мере того, как мы все больше будем свыкаться с нашей духовностью, будет расти и наше желание наладить наши отношения с людьми. Мы начнем этот процесс в Восьмом Шаге.