“Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения”
Многие из нас пришли к Анонимным Наркоманам, потому что мы хотели прекратить
употребление наркотиков. Вероятно, приходя к Анонимным Наркоманам, мы не сильно
задумывались, во что впутываемся – в программу выздоровления. Но если мы тогда не
рассмотрели хорошенько, что именно из нас собирается сделать эта программа, то может
быть сейчас самое время взять паузу и задуматься над этим.
Во-первых, нам следует спросить себя, чего мы хотим от выздоровления. Большинство из нас
просто ответит на этот вопрос: мы хотим быть нормальными или счастливыми, или
свободными. Мы просто хотим нравиться самим себе. Но как мы можем себе понравиться,
если мы даже не знаем, кто мы такие?
Благодаря Четвертому Шагу мы осознаем, кто мы есть на самом деле, чего нам не хватает,
чтобы понравиться самим себе, и как получить от программы то, что мы от нее ждем –
комфорт, счастье, успокоение.
Четвертый Шаг означает новую эру в нашем выздоровлении. Шаги с Четвертого по Девятый
можно рассматривать, как процесс внутри процесса. Мы будем использовать ту информацию,
которую получим в Четвертом Шаге, в работе на Пятым, Шестым, Седьмым, Восьмым и
Девятым Шагами. Этот процесс подразумевает, что, выздоравливая, мы будем возвращаться
к нему снова и снова.
Есть весьма уместная аналогия этому процессу. Мы можем представить себя … луковицей.
Каждый раз, когда мы начинаем Четвертый Шаг, мы снимаем с этой луковицы новый пласт
шелухи и пробиваемся к сердцевине. Каждый пласт этой шелухи, один за другим,
олицетворяет собой отрицание, болезненную зависимость, недостатки нашего характера,
причиненное нами зло. Сердцевина луковицы представляет собой чистую и здоровую душу,
которая находится внутри каждого из нас. Наша цель в выздоровлении – духовное
возрождение, и мы приближаемся к нему, начиная этот процесс. С каждым днем наши
моральные силы крепнут, когда мы через него проходим.
Четвертый Шаг – это метод познания себя, помогающий не только открывать в себе истинную
природу ошибок, но и находить в нашем характере ценные качества. Процесс самоанализа –
это еще и путь к свободе. Мы так давно не были свободны – может быть, всю нашу жизнь.
Работая над Четвертым Шагом, многие из нас поняли, что наши проблемы начались не с
первой дозы наркотиков, а задолго до этого, когда были посеяны подлинные семена нашей
наркомании. Мы могли чувствовать себя одинокими и особенными еще задолго до того, как
познали наркотики. Действительно, наше мироощущение и те силы, которые сгоняли нас в
стадо, опутывали нас нашей зависимостью; и было наше страстное желание изменить наше
мироощущение и усмирить те силы, которые заставили нас принять первую дозу наркотика.
Наш самоанализ будет обнажать безутешную боль и конфликты в нашем прошлом до тех
пор, пока не разрушит их власть над нами. У нас будет выбор. И у нас будет определенная
свобода.
Фактически эта глава руководства содержит два разных раздела. Первый готовит нас к
работе над Четвертым Шагом, помогая исследовать наши мотивы в работе над этим шагом и
его значение для нас. Второй раздел – это собственно руководство к нашему исследованию и
бесстрашному нравственному самоанализу.

1. Мотивация

Хотя мотивация нашей работы над Четвертым Шагом не так важна, как сама работа над ним,
может оказаться полезно выявить и предотвратить любые оговорки относительно этого шага,
а так же подумать о том, какую пользу принесет нам работа над этим шагом.

  1. Есть ли у меня какие-то оговорки относительно этого шага? Какие именно?
  2. Какую конкретно пользу может принести мне исследование себя и бесстаршный нравственный самоанализ? Почему мне нельзя откладывать работу над этим шагом? Какая мне польза от того, что я этот шаг не откладываю?

2. Глубоко и бесстрашно

Эта фраза для многих из нас оказалась головоломкой. Может мы и понимаем, что такое
“глубоко”, а вот как быть со словом “бесстрашно”? Как мы можем отделаться от всех наших
страхов? Нам кажется, на это уйдут годы, а самоанализ нам нужно начать прямо сейчас.
Проделать бесстрашный самоанализ – это значит идти вперед вопреки своему страху. Это
значит иметь мужество действовать, не обращая внимание на то, что мы при этом чувствуем.
Это значит иметь мужество быть честными, даже если внутри у нас все съеживается от
страха и мы готовы поклясться, что нам жизни не хватит выполнить то, что мы напишем. Это
значит иметь решимость пройти через все до конца, даже если нам кажется, что уже
достаточно написано. Это значит иметь веру в сам процесс выздоровления и поверить нашей
Высшей Силе, что она даст нам все необходимое для этого процесса.
Давайте смотреть на мир реально: работы в этом шаге очень много. Но нам не стоит падать
духом, потому что для нас нет определенного срока с этим шагом. Мы можем выполнять его
по частям, маленькими шажками, пока не закончим. Единственное, что в этой работе важно,
так это быть последовательными.
Иногда бывают периоды, когда наше чистое время работает против нас: когда мы осознаем
свой страх перед самоанализом. Многие из нас, уже не раз проходившие Четвертый Шаг и
понимающие, что это самое верное, что мы можем для себя сделать, все еще могут
побаиваться этой процедуры. Мы можем думать, что раз мы понимаем, насколько этот
процесс полезен для нас, то мы не должны его бояться. Но мы можем позволить себе
бояться, если это именно то, что мы чувствуем.
Наши опасения также могут быть обусловлены нашим предыдущим опытом работы над
Четвертым Шагом. Мы знаем, что самоанализ означает изменение нашей жизни. Мы знаем,
что если наш самоанализ разоблачает нашу деструктивную манеру поведения, то мы не
можем продолжать вести себя по-прежнему, не причиняя себе сильного страдания. Иногда
это означает отказ от чего-то такого, без чего мы не представляем себе нашей жизни – в
поведении, в отношениях с людьми; иногда этим чем-то может быть обида, так бережно
взлелеянная нами и превратившаяся в источник перестраховки и комфорта. Боязнь
расстаться с чем-либо, от чего мы начали зависеть, неважно насколько мы сомневаемся в
истинности этого, такая боязнь вредна для нас, но она абсолютно обоснована. Мы просто не
можем отделаться от нее. Мы должны с ней считаться и действовать мужественно.
Может оказаться, что нам придется преодолевать барьер, обусловленный нашей
неготовностью обнаружить что-то дополнительное о нашей болезни. Многие из наших
товарищей, имеющие определенный опыт чистого времени, делились своими открытиями:
проведенный в период позднего выздоровления самоанализ свидетельствовал, что
наркомания охватила своими щупальцами абсолютно все сферы их жизни, так что реально
нетронутым не осталось ничего. Такая констатация часто сопровождается чувством тревоги и
растерянности. Мы сами удивляемся, как можно быть такими больными. Но не означают ли
все наши успехи в выздоровлении гораздо больше, чем просто заживление поверхностных
ран?
Конечно означают. И нам нельзя забывать об этом. И наш спонсор будет счастлив напомнить
нам об этом. После того, как мы осознаем всё, что вскроет наш самоанализ, мы ощутим
свободу, пришедшую на место тревоги. Кроме того, самоанализ всегда инициирует процесс
изменения и освобождения. Так почему бы опять не попробовать?

  1. Боюсь ли я прорабатывать этот шаг? Чего именно я боюсь?
  2. Что для меня означает “глубоко” и “бесстрашно”?
  3. Работаю ли я со своим спонсором и разговариваю ли я с другими наркоманами? Какие еще я предпринимаю действия, чтобы подстраховаться и суметь справиться со всем, что вскроет мой самоанализ?

3. Нравственный самоанализ

У многих из нас масса неприятных ассоциаций, связанных со словом “нравственность”. Это
слово может вызывать в памяти картины прошлого, когда от нас требовали соблюдения
чрезмерно сурового кодекса поведения. Оно может напоминать нам о людях, которых мы
считаем “нравственными” и которые нам кажутся лучше нас самих. Звучание этого слова
может будить в нас стремление к протесту против морали общества и к отказу признать
какие-то авторитеты, которые никогда не соответствовали нашей морали. Какая бы из этих
ассоциаций ни была правдивой для нас, как для личностей, она должна быть
сформулирована нами лично. Если любое из перечисленного выше касается нас, то мы
можем унять наше беспокойство, связанное со словом “нравственность”, попытавшись
воспринимать его по-другому.
У Анонимных Наркоманов слово “нравственность” в этом шаге не имеет ничего общего с
особым кодексом поведения, нормами общества или осуждением каких-то авторитетных лиц.
Нравственный самоанализ – это то, что мы можем использовать, формируя нашу
собственную индивидуальную мораль, наши собственные ценности и принципы. И совсем не
обязательно, чтобы они совпадали с чьими-то чужими ценностями и принципами.

  1. Не выводит ли меня из равновесия слово “нравственность”? Почему?
  2. Не выводят ли меня из равновесия мысли о будущем общества и мои опасения, что я не могу, не хочу и никогда не сумею подчиниться ему?
  3. Какие ценности и принципы важны для меня?

4. Объект исследования

Четвертый Шаг предлагает нам исследовать себя самих, а не других людей. Сейчас, когда мы
начнем писать и анализировать наши обиды, страхи, поступки, убеждения и секреты, мы
обнаружим, что многие из них связаны с другими людьми, а иногда с какой-то организацией
или учреждением. Очень важно помнить, что мы свободно можем описывать все, что угодно,
касающееся других людей, лишь бы это помогло нам определить нашу роль в ситуации.
Конечно, многие из нас сначала не сумеют отделить свою роль от чужой. Наш спонсор
поможет нам в этом.

  1. Есть ли у меня спонсор?

5. Духовные принципы

В Четвертом Шаге мы вспомним все духовные принципы, какие мы начали применять в
первых трех шагах. Прежде всего, мы должны быть готовы к Четвертому Шагу. Нам предстоит
быть педантично честными с самими собой, размышляя обо всем, что записываем, и
спрашивая себя, правда ли это. Нам придется быть мужественными, чтобы лицом к лицу
встретиться с нашими страхами и пройти через них. И последнее, но не менее важное – когда
нам будет трудно и мы почувствуем, что готовы отступить, наша вера и наше доверие будут
нашим поводырем.

  1. Можно ли сказать, что мое решение работать по Четвертому Шагу – это демонстрация мужества? Доверия? Веры? Честности? Готовности?

6. Самоанализ

Возьми блокнот или что-либо, что по обоюдному, твоему и спонсора, согласию может быть
использовано для записи. Убери все, что может отвлечь твое внимание. Помолись, чтобы
твой самоанализ был глубоким, бесстрашным и скрупулезным. Не забудь контактировать со
своим спонсором на протяжении всего процесса. Ну и наконец, не стесняясь, приступай к
ответам на следующие вопросы. Все, что ты вспомнишь, и будет материалом для твоего
самоанализа.

  1. Готов ли я начать самоанализ?

7. Обиды

Мы ощущаем обиду, заново переживая старые чувства, когда мы не в состоянии забыть кого-
то, когда не можем простить и забыть что-то, что вывело нас из душевного равновесия. Мы
перечисляем свои обиды в Четвертом Шаге по нескольким причинам. Во-первых, это поможет
нам избавиться от застарелой жгучей боли, омрачающей нашу жизнь. Во-вторых, анализ
наших обид поможет нам пережить разочарование в других людях, особенно, если мы их
сильно переоценивали. И, наконец, перечисление наших обид обнажит наши стереотипы,
которые держали нас в плену жгучей боли или жалости к себе, а может, и то и другое.

  1. На каких людей я в обиде? Описать ситуации, которые обусловили обиду.
  2. На какие учреждения я в обиде (образовательные, правительственные, религиозные, исправительные, городские)? Описать ситуации, которые обусловили обиду.
  3. Какие причины или убеждения заставили меня действовать в тех ситуациях именно так, как я действовал?
  4. Как моя нечестность способствовала моим обидам?
  5. Как моя неспособность или неготовность пережить определенные чувства обусловила рост моих обид?
  6. Как мое поведение способствовало моим обидам?
  7. Не боюсь ли я взглянуть на себя самого в ситуациях, обусловивших мои обиды? Почему?
  8. Как мои обиды повлияли на мое отношение к самому себе, к другим, к Высшей Силе?
  9. Какие темы вновь и вновь всплывают в моих обидах?

8. Чувства

По большому счету мы хотим проверить наши чувства из тех же соображений, из каких
копаемся в наших обидах: это поможет нам определить нашу позицию в собственной жизни.
Кроме того, многие из нас забыли, что такое чувства, пока употребляли. Даже если мы уже
какое-то время остаемся чистыми, мы все еще делаем открытия – мы узнаем, как именно нам
удалось “отключить” наши чувства.

  1. Как я распознаю мои личные чувства?
  2. Какие чувства я больше всего боюсь позволить себе?
  3. Почему я пытался блокировать мои чувства?
  4. Какие средства я использовал, чтобы заглушить свои истинные чувства?
  5. Кто был или что было толчком для возрождения моих чувств? Что это были за чувства? В каких ситуациях? Какова была моя роль в каждой из этих ситуаций?
  6. Какая причина или убеждение заставили меня действовать в тех ситуациях именно так, как я действовал?
  7. Что я делаю со своими чувствами, когда я распознаю их?

9. Вина, стыд

Вообще-то, существует два вида вины или стыда: один реальный, другой вымышленный.
Первый произрастает напрямую из нашего сознания – мы чувствуем вину, потому что
совершили нечто такое, что идет вразрез с нашими принципами, или мы причинили вред
кому-то и нам за это стыдно. Вымышленная вина – это результат каких-то ситуаций, где
ошибки допустили не мы и ситуации создали не мы. Нам нужно проанализировать нашу вину
и наш стыд, чтобы отделить эти ситуации друг от друга. Нам нужно разобраться – признать
наше и отказаться от чужого.

  1. Из-за кого или из-за чего я чувствую вину или стыд? Описать ситуации, которые привели к этим чувствам.
  2. Какие из этих ситуаций вызвали во мне чувство стыда, хотя не я был инициатором этих ситуаций?
  3. Каков был мой мотив или каково было мое убеждение, заставившие меня поступить именно так, как я поступил, в инициированных мною ситуациях?
  4. Как мое собственное поведение послужило причиной возникновения моей вины или моего стыда?

10. Страх

Если бы мы смогли взглянуть на наркоманию без ее основных симптомов, а именно: без
употребления наркотиков, без компульсивного поведения, а также без ее других явных
проявлений, то мы бы обнаружили засасывающий эгоцентричный страх. Мы боимся, что нас
обидят, или может быть просто боимся сильных чувств, и мы живем какой-то половинчатой
жизнью, испытывая определенные жизненные эмоции, но никогда до конца не ощущая себя
живыми. Мы боимся всего, что может заставить нас чувствовать, поэтому мы изолируемся от
всех и замыкаемся в себе. Мы боимся, что не понравимся людям, и мы употребляем
наркотики, чтобы чувствовать себя более комфортно наедине с собой. Мы боимся, что нас
уличат в чем-то и нам придется расплачиваться, поэтому мы лжем или жульничаем, или
обижаем других, чтобы защитить себя. Мы боимся одиночества и используем и
эксплуатируем других, чтобы избежать этого чувства, чтобы не быть отвергнутыми или
покинутыми. Мы боимся, что нам будет недостаточно – чего угодно, но недостаточно, поэтому
мы эгоистично добиваемся желаемого, не заботясь о том, что между делом причиняем кому-
то зло. Иногда, когда мы, выздоравливая, достигаем чего-то, что нам дорого, мы боимся
потерять это и поэтому идем на компромисс со своими принципами, чтобы защитить то, что
имеем. Эгоцентричный, своекорыстный страх – мы должны вырвать его с корнем, чтобы он
больше не имел над нами такой разрушительной силы.

  1. Кого или чего я боюсь?
  2. Что я предпринимаю, чтобы скрыть мой страх?
  3. Как негативно или деструктивно я реагирую на свой страх?
  4. Что меня страшит больше всего, когда я анализирую себя или разоблачаю себя? Что в этот момент может случиться?
  5. Как я сам сбивал себя с толку из-за своего страха?

11. Отношения с людьми

В Четвертом Шаге нам следует описать наши отношения с людьми – любые, не только
романтические – таким образом, чтобы мы смогли проследить, где наш выбор, убеждения и
поступки привели к нездоровым или деструктивным отношениям. Нам нужно взглянуть на
наши отношения с родственниками, супругами, партнерами или бывшими друзьями,
настоящими или бывшими сотрудниками, соседями, ребятами из школы, из клуба или
общественных организаций, на сами организации, на авторитетных людей, таких как
полицейские, на установленный порядок, на всех и на всё, о чем мы только можем подумать.
Нам нужно также проверить наше отношение к Высшей Силе. Мы можем испытывать
искушение перепрыгнуть через какие-то недолговременные отношения - сексуальное
увлечение на одну ночь, например, или ссору с преподавателем в классе, откуда нас потом
выгнали. Но эти отношения тоже важны. Если мы думаем о них или у нас с ними связаны
какие-то чувства, то это тоже материал для самоанализа.

  1. Какие конфликты личностного характера осложняют мне дружбу и/или романтические отношения?
  2. Каким образом мой собственный страх или чьи-то оскорбления сказались на моих дружеских или романтических отношениях?
  3. Как я пожертвовал своими романтическими отношениями в пользу платонических?
  4. Каким образом я компульсивно добивался отношений?
  5. Не чувствую ли я иногда в своих отношениях с семьей, что мы как будто обречены снова и снова повторять одни и те же ошибки, без какой-либо надежды на изменение? Что это за ошибки? Какова моя роль в их увековечении?
  6. Как я аннулировал близкие отношения с моими друзьями, партнерами или с супругой, семьей?
  7. Были ли у меня проблемы с выполнением обязательств? Описать.
  8. Случалось ли мне когда-нибудь прерывать отношения из-за того, что я опасался быть обиженным, и поэтому заранее, пока этого не случилось, выходил из игры? Описать.
  9. До какой степени я считаюсь с чувствами других людей в своих отношениях с ними? Наравне с моими собственными? Они для меня более важны, чем мои собственные? Или менее? Или не важны вовсе?
  10. Не чувствовал ли я себя жертвой в каких-то ситуациях? (Иметь в виду: этот вопрос призван показать, как мы сами входим в роль жертвы, или как неоправданно высокие требования к людям приводят к разочарованиям. Не надо перечислять примеры, где с нами действительно плохо обошлись.) Описать.
  11. На что были похожи мои отношения с соседями? Не замечаю ли я каких-либо закономерностей, возникающих в моих отношениях с соседями, не зависимо от того, где я живу?
  12. Что я чувствую к людям, с которыми и на которых я работал? Каким образом мои мысли, убеждения и мое поведение создавали мне проблемы на работе?
  13. Что я чувствовал и чувствую к тем, с кем ходил в школу (и в детстве и сейчас)? У меня было меньше чувств, чем у других, или я чувствовал лучше, чем они? Верил ли я, что мне приходилось завоевывать расположение преподавателя? Уважал ли я авторитетных людей или восставал против них?
  14. Состоял ли я когда-нибудь членом какого-то клуба или добровольной организации? (Подсказка: АН – добровольная организация.) Что я чувствовал по отношению к другим людям в клубе или организации? Дружил ли я с кем-то в этих организациях? Приходил ли я в клуб с высокими намерениями или просто скоротать время? Каковы были мои намерения и почему они не оправдались? Какова была моя роль в этих ситуациях?
  15. Был ли я когда-либо в психиатрической больнице, в тюрьме или других учреждениях такого типа помимо моей воли? Какое влияние это оказало на меня, как на личность? Какие у меня были взаимоотношения с руководством? Выполнял ли я правила? Нарушал ли я когда-нибудь правила и, будучи пойманным, обижался ли я на руководство?
  16. Не причинили ли мне боли мои ранние попытки доверительных и интимных отношений и не явилось ли это причиной моей замкнутости? Описать.
  17. Не прекращал ли я когда-нибудь отношений, даже если конфликты можно было погасить, а проблемы были разрешимы? Почему?
  18. Не попадал ли я в зависимость от разных людей из моего окружения? Описать.
  19. Не обнаруживал ли я в себе, как в личности (возможно, в предыдущих попытках самоанализа), нечто такое, что мне не нравилось, и не замечал ли я за собой попытки компенсировать как-то свое поведение? (Например, мы могли обнаружить за собой привычку по-детски зависеть от кого-то, а потом мы изо всех сил старались стать супер- самостоятельными.) Описать.
  20. Какие из моих недостатков наиболее часто проявляются в моих отношениях с людьми (нечестность, себялюбие, подозрительность, манипулирование людьми и т.п.)?
  21. Каким образом я мог бы изменить свое поведение, чтобы мои отношения с людьми стали более здоровыми?
  22. Была ли у меня какая-то связь с Высшей Силой? Как она со временем изменилась? Какое у меня сейчас отношение к Высшей Силе?

12. Секс

Это очень деликатная сфера для многих из нас. Действительно, мы могли бы остановиться
здесь, сказав “Ну, это уж слишком! Я ни за что не буду составлять каталог моей сексуальной
жизни!” Но нам нужно побыстрее преодолеть это нежелание. И нам поможет в этом
размышление об истинных причинах этой необходимости. Как сказано в книге “Это работает:
Как и Почему”, мы не хотим воевать с собственной сексуальностью. Вот почему нам следует в
самоанализе остановиться на нашем понимании секса и нашем сексуальном поведении. В
этом месте важно напомнить себе, что, анализируя себя, нам нет нужды сравнивать свое
поведение с чьим-то другим, “нормальным” по нашему мнению, - нам нужно лишь определить,
чего стоим мы сами, каковы наши принципы и наша мораль (наш нравственный облик).

  1. Как мое сексуальное поведение сочеталось с моим эгоизмом?
  2. Не путал ли я секс с любовью? Каковы были результаты этой путаницы?
  3. Как я использовал секс в попытках убежать от одиночества или заполнить духовную пустоту?
  4. Бывало ли, что я компульсивно требовал или избегал секса?
  5. Не оставили ли во мне чувство стыда или вины какие-то из моих сексуальных попыток? Как это случилось? Почему во мне возникли именно эти чувства?
  6. Какие-то из моих сексуальных попыток причинили вред мне самому или кому-то другому?
  7. Устраивает ли меня моя сексуальность? Если нет, то почему?
  8. Устраивает ли меня сексуальность других? Если нет, то почему?
  9. Не является ли секс необходимым условием для всех или для большей части моих отношений с другими людьми?
  10. Что для меня означают здоровые отношения?

13. Оскорбления

Прежде, чем приступить к этому разделу, нам следует предпринять экстренные меры
предосторожности. Или мы можем отложить этот раздел на более поздний период
выздоровления. Чтобы ответственно подойти к решению вопроса – приступать ли к этому
разделу сейчас, нам нужно мобилизовать все имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы:
наши собственные ощущения (готовы ли мы противостоять той боли, которую причинит нам
эта работа), разговор со спонсором, молитвы. Может быть наш спонсор поможет нам довести
дело до конца, может быть нам понадобится дополнительная помощь.
Если мы решаемся продолжать этот раздел, то нам следует знать, что проработка именно
этой части Четвертого Шага может причинить нам самую сильную боль, какую только может
причинить нам наша работа над выздоровлением. В те времена, когда от нас отвернулись и
нас оскорбляли люди, которые были призваны любить и защищать нас, мы испытывали такую
боль, какую нам вряд ли придется испытать когда-либо. Но если мы готовы действовать, то
пройти через это очень важно. Пока наши страдания внутри нас, пока мы держим их в
секрете, наши поступки могут противоречить нашим желаниям, а мы сами можем
воспринимать себя негативно и верить, что наше предназначение – разрушать себя.
Познанием правды начинается процесс, который может избавить нас от страданий. Ведь мы
не были виноваты.

  1. Обращались ли со мной жестоко когда-либо? Кто? Что я чувствовал тогда и какие чувства во мне сохранились с тех пор в связи с этим?
  2. Повлияло ли жестокое обращение со мной на мои отношения с другими людьми? Как именно?
  3. Если я большую часть своей жизни чувствовал себя жертвой из-за жестокого обращения со мной в детстве, то что я могу предпринять сейчас, чтобы восстановить свою духовную целостность? Может ли мне помочь Высшая Сила? Как именно?

Не исключено, что и мы сами физически, морально или словесно оскорбляли других.
Воспоминания об этих моментах могут заставить нас испытать сильный стыд. Мы не можем
допустить, чтобы этот стыд перешел в отчаяние. Важно, чтобы мы честно оценивали свое
поведение, принимая за него ответственность и работая над тем, чтобы изменить его.
Написать об этом здесь – значит сделать первый шаг в этом направлении. Работа над
остальными шагами поможет нам загладить вину перед всеми, кому мы причинили зло.

  1. Когда-нибудь я обращался с кем-то жестоко? С кем и как?
  2. Какие были у меня чувства и мысли непосредственно перед тем, как я причинял зло?
  3. Испытывал ли я вину перед своими жертвами или извинялся ли я за свое поведение? Описать.
  4. Доверяю ли я своей Высшей Силе вмешиваться в мою жизнь и помогать мне в том, чтобы никому больше не причинять зла? Готов ли я жить со своей болью до тех пор, пока работа над шагами не успокоит ее?

14. Ценные качества

Большинство предыдущих вопросов были призваны помочь нам определить истинную
природу наших недостатков – эта информация понадобится нам для Пятого Шага. Но также
важно обратить внимание и на то, что мы делали правильно и что дало положительный
импульс нам самим или другим людям. Мы хотим сделать это из следующих соображений.
Во-первых, в результате работы над Четвертым Шагом мы хотим иметь о себе полную
картину, а никак не одностороннюю. Во-вторых, мы хотим знать, какие черты характера и
какое поведение мы выберем для себя в нашей жизни.

  1. Что мне самому нравится в себе? Что нравится другим? Какие из моих качеств работают на меня? Как я могу продемонстрировать свою заботу о себе и о других?
  2. Что мне самому нравится в себе? Что нравится другим? Какие из моих качеств работают на меня? Как я могу продемонстрировать свою заботу о себе и о других?
  3. Каких духовных принципов я придерживаюсь в своей жизни? Как это меняет мою жизнь?
  4. Как укрепились моя вера и мое доверие к Высшей Силе?
  5. На чем основаны мои отношения со спонсором? Вижу ли я, что этот положительный опыт переходит на мои отношения с другими людьми?
  6. Каких целей я достиг? Есть ли у меня другие цели, к которым я стремлюсь? Что это за цели и что я предпринимаю, чтобы достичь их?
  7. Что в моей жизни имеет смысл для меня? Во имя чего я обязан жить и как?
  8. В чем выражается моя благодарность за выздоровление?

15. Секреты

Прежде чем закончить Четвертый Шаг, нам нужно остановиться и оглануться назад: не
пропустили ли мы чего-нибудь, вольно или невольно. Есть ли что-нибудь такое, что нам
кажется настолько плохим, что мы просто не можем включить это в наш самоанализ? Если
это так, то нас должен разубедить тот факт, что уже масса людей в АН прошла этот шаг, и не
было еще ни в чьем Четвертом Шаге такой ситуации, которая была бы настолько уникальной,
чтобы пришлось изобретать что-то новенькое для ее описания. Держать что-то в секрете –
это плохо для нашего выздоровления. Если мы что-то держим в секрете, то это, собственно,
означает, что мы делаем какие-то оговорки по поводу нашей программы.

  1. Есть ли у меня какие-то секреты, о которых я все еще не написал? Что это за секреты?

Есть еще один вопрос, который мы сейчас должны задать себе: есть ли что-нибудь в нашем
самоанализе, что слишком преувеличено или описано вовсе неправильно. Почти у всех нас,
пришедших к АН, были трудности с тем, чтобы отличить действительность от вымысла в
нашей собственной жизни. Многие из нас аккумулировали “боевые истории”, черезчур
преукрашенные и содержащие лишь какую-то долю истины. Мы мирились с этим, потому что
хотели дать людям возможность высказаться. Мы не рассчитывали, что наша правда
произведет хорошее впечатление, поэтому сочиняли в надежде создать себе определенную
репутацию. Но больше нам не нужно так поступать. В процессе работы над Четвертым Шагом
мы создаем свои собственные истинные ценности, а не фальшивые, основанные на чьих-то
ложных представлениях. Сейчас самое время сказать о себе всю правду.

  1. Есть ли какая-нибудь неправда в этом самоанализе? Может, какие-то истории, постоянно рассказываемые мною, не совсем правдивы?

16. Идем дальше

Заканчивая Четвертый Шаг, мы можем упасть духом, можем почувствовать головокружение
от успеха или какую-то неловкость. Но так или иначе, мы чувствуем себя по-новому – нам
действительно хорошо от того, что мы что-то довели до конца. Работа, которую мы
выполнили в этом шаге, будет фундаментом для наших последующих шагов, с Пятого по
Девятый. Теперь пора искать нашего спонсора и договариваться с ним о Пятом Шаге.

  1. Идем дальше?