Первый Шаг лишает нас иллюзий в отношении зависимости, а Второй Шаг дает нам надежду на выздоровление. Второй Шаг говорит: то, что мы узнали о своей зависимости в Первом шаге – это еще не конец истории. Этот Шаг говорит нам, что боль и безумие, сопровождавшие нас всю жизнь, могут уйти из нашей жизни. Их можно преодолеть, и со временем мы научимся жить без них, работая по Двенадцати Шагам в Анонимных Наркоманах.
    Второй Шаг заполняет ту пустоту, которую мы ощущаем, пройдя Первый Шаг. Приступая ко Второму Шагу, мы начинаем понимать, что может быть – всего лишь может быть – существует некая Сила, превосходящая нашу собственную – Сила, способная успокоить нашу боль, утихомирить нас и вернуть нам здравомыслие.
    Впервые столкнувшись с программой, многие из нас были озадачены необходимостью признать свое безумие. От признания бессилия до допущения нашего «безумия», казалось бы, очень далеко. Но, познакомившись с программой, мы через какое-то время начинаем понимать, о чем тут речь. Мы читаем Базовый текст и видим, что наше безумие описано там как «повторение старых ошибок и ожидание новых результатов». Определенно, это о нас! Ведь сколько раз мы пытались покончить с чем-то, с чем нам никогда не удавалось покончить раньше, и каждый раз мы уговаривали себя: «На этот раз все будет по-другому». Вот оно, отсутствие здравомыслия! Если мы проживем много лет, соблюдая принципы этого Шага, то мы поймем истинную глубину нашего безумия, ведь то, что мы находим в нашем Базовом тексте – это краткое описание.
    Некоторые из нас сопротивлялись этому Шагу, думая, что он навязывает нам религиозность. Ничуть не бывало. В программе Анонимных Наркоманов нет ничего, абсолютно ничего, что основывается на религиозности членов Сообщества. Идея о том, что «каждый может присоединиться к нам, независимо от... религии или отсутствия таковой», горячо поддерживается нашим Сообществом. Наши товарищи соблюдают щепетильность в этом отношении и не допускают ничего такого, что могло бы нарушить безусловное право всех зависимых на их собственное индивидуальное понимание Силы более могущественной, чем они сами. Это духовная, а не религиозная программа.
    Нам открывается вся прелесть Второго Шага, когда мы начинаем задумываться, что же именно может быть Высшей Силой для нас. Нам предлагается самим определить эту Силу, которая любит нас, заботится о нас и, что самое главное, может помочь нам вновь обрести здравомыслие. Второй Шаг не утверждает: «Мы поверили в Силу, более могущественную, чем мы сами». Он гласит: «Мы пришли к убеждению, что Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие». Акцент делается не на то, кем или чем эта Сила является, а на то, что именно эта Сила сможет сделать для нас. Конечно же, сама группа АН – это Сила, более могущественная, чем наша собственная. И еще духовные принципы, содержащиеся в Двенадцати Шагах. Конечно же, аналогичное воздействие оказывает и понимание того, что любой из наших членов обладает частичкой этой Высшей Силы. Если мы останемся чистыми и продолжим работу над этим Шагом, то мы откроем для себя, что – независимо от того, как долго продолжалась наша зависимость и как далеко мы зашли в своем безумии, – здравомыслие может вернуться к нам, ибо нет предела возможностям Силы, более могущественной, чем наша собственная.

1. Надежда

    Надежда, которую мы обретаем, работая над Вторым Шагом, приходит на смену отчаянию, с которым мы начали работу по программе. Каждый раз, бросаясь туда, где нам виделся выход из проблемы зависимости – медицина, религия, психиатрия – мы оказывались в тупике. Ничто нам не помогало. Когда у нас не осталось выбора, и мы исчерпали все наши ресурсы, мы начали сомневаться, есть ли вообще решение нашей проблемы, существует ли на свете что-нибудь, что может помочь нам. Впервые придя к Анонимным Наркоманам, мы действительно сомневались – ну еще один метод, который тоже вряд ли сработает, или сработает, но не настолько, чтобы мы почувствовали разницу.
    Однако на первых нескольких собраниях с нами произошло что-то из ряда вон выходящее. Там были другие зависимые, которые так же, как и мы, когда-то употребляли наркотики, но сейчас были чистыми. Мы в них поверили. Мы знали, что можем им доверять. Они знали все о нашей зависимости – не просто места, где мы покупали или употребляли, но и тот ужас и отчаяние, которые мы испытывали каждый раз, употребляя наркотики. Выздоравливающие зависимые, которых мы встретили в Сообществе, знали обо всем так же хорошо, как это знали мы, потому что они сами прошли через это.
    Когда мы увидели, что другие члены Анонимных Наркоманов были чистыми и свободными, хотя и были такими же зависимыми как мы – именно тогда-то многие из нас впервые почувствовали надежду. Мы стали оставаться и общаться с кем-то после собраний. Мы стали слушать чьи-то истории, так похожие на наши. Многие из нас снова и снова переживают то время, даже спустя годы, оно вспоминается всем нам.
    Наша надежда растет по мере нашего выздоровления. Мы все время узнаем что-то новое о своей болезни, но боль, которую эти открытия причиняют, тонет в море надежды. Неважно, каким болезненным может быть процесс ломки нашего отрицания, его место внутри нас заполняется чем-то другим. Даже если мы не чувствуем, что мы во что-то верим, мы все равно верим в программу. Мы верим, что мы сможем вновь обрести здравомыслие, даже в самых безнадежных и тяжелых случаях.

  1. На что я возлагаю свои надежды сегодня?

2. Безумие

    Если мы хоть сколько-то сомневаемся в необходимости восстановления здравомыслия в нашей жизни, то у нас будут проблемы с этим Шагом. Чтобы преодолеть эти проблемы, нам нужно будет освежить в памяти свой Первый Шаг. А сейчас настало время серьезно поговорить о нашем безумии.

  1. Верил(а) ли я, что я мог контролировать свое употребление наркотиков? Насколько безуспешны были мои попытки? Описать некоторые случаи безуспешного контроля.
  2. Что именно я совершил(а) такого, во что мне сейчас с трудом верится? Попадал(а) ли я в опасные ситуации, добывая наркотики? Бывает ли мне сейчас стыдно за свое прошлое поведение? Что это были за ситуации?
  3. Принимал(а) ли я безумные решения из-за своей зависимости? Бросал(а) ли я работу, друзей или другие отношения? Отказывался(ась) ли я от достижения каких-то целей без веских причин, а лишь потому, что достижение этих целей мешало моему употреблению?
  4. Наносил(а) ли я когда-либо физические увечья себе или кому-то другому из-за своей зависимости?

    Безумие означает для нас потерю перспектив и представлений о том, что можно и чего нельзя. Например, мы можем думать, что наши личные проблемы гораздо важнее чьих-то проблем. Мы даже можем вовсе не замечать потребностей других людей. Маленькие проблемы становятся для нас катастрофами. Мы теряем душевное равновесие. Наиболее яркими примерами безумного мышления могут быть представления о том, что мы можем оставаться чистыми сами по себе, или что употребление наркотиков было нашей единственной проблемой, и что сейчас все хорошо, раз мы чистые. В Анонимных Наркоманах мы часто встречаем такое описание безумия: уверенность в том, что что-то внешнее – наркотики, власть, секс, пища – может поправить наше внутреннее самочувствие.

  1. В каких случаях я слишком бурно или, наоборот, недостаточно активно реагировал(а) на вещи?
  2. Насколько неуравновешенной была моя жизнь?
  3. К чему толкает меня мое безумие, когда уговаривает меня, что что-то внешнее может вернуть мне целостность или решить все мои проблемы? К употреблению наркотиков? К азартным играм, перееданию или компульсивным поискам сексуального удовольствия? К чему еще?
  4. Является ли признаком безумия вера в то, что симптом моей зависимости (употребление наркотиков или какое-то иное проявление) – это и есть моя единственная проблема?

    Если мы уже какое-то время остаемся чистыми, то можем заметить, что наше отрицание поднялось на новый уровень и мешает разглядеть безумие в нашей жизни. Так же, как мы это делали в начале нашего выздоровления, нам нужно разобраться, какие безумные поступки мы совершили. Многие из нас обнаружили, что наше понимание безумия идет гораздо дальше, чем определение безумия в Базовом тексте. Мы снова и снова делаем те же ошибки, даже если полностью осознаём возможные результаты. Может быть, наши страдания в данный момент так велики, что нас не волнуют последствия, или мы считаем, что сопротивление навязчивой идее нам обойдется дороже.

  1. Что мы чувствовали и думали перед тем, как совершить поступок, продиктованный навязчивой идеей, зная о том, какие последствия будут у этого поступка? Что толкало нас на этот поступок и не давало остановиться?

3. Прийти к убеждению/вере

    Выше приведено несколько причин, по которым у нас могут возникнуть сложности с этим Шагом. Могут быть и другие какие-то причины. Для нас важно распознать и преодолеть любые барьеры, которые могут помешать нам прийти к убеждению.

  1. Есть ли у меня какие-то опасения насчет прихода к убеждению? Какие именно?
  2. Есть ли у меня еще какие-то барьеры, которые мешают мне поверить? Какие именно?
  3. Что для меня означает фраза «Мы пришли к убеждению...»?

    Будучи зависимыми, мы всегда желаем, чтобы все происходило немедленно. Но не стоит забывать, что Второй Шаг – это процесс, а не событие. Большинство из нас не может просто проснуться однажды с готовым убеждением, что Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие. Мы взращиваем в себе это убеждение постепенно. Все же нам не стоит просто сидеть и ждать, пока наша вера вырастет сама по себе; мы можем помочь ей в этом процессе.

  1. Верил(а) ли я когда-нибудь во что-то, о чем не имел(а) достаточного представления? Что это было?
  2. Каким опытом прихода к вере/убеждению со мной делились другие выздоравливающие зависимые? Пытался(ась) ли я применить какой-то их опыт в своей жизни?
  3. Во что я верю?
  4. Насколько возросла моя вера с тех пор, как я начал(а) выздоравливать?

4. Сила более могущественная, чем наша собственная

    Все мы приходим к выздоровлению, имея за плечами собственную жизненную историю. Эта история и определяет в большей степени наше понимание Силы, более могущественной, чем наша собственная. На этом Шаге от нас не требуется иметь особые представления о природе или происхождении этой Высшей Силы. Понимание такого рода придет позже. На Втором Шаге нам важно только представить Высшую Силу, как нечто, что может помочь нам. Мы здесь не занимаемся теологическими изысканиями или строгим соблюдением доктрин, мы просто ищем что-то, что помогает.
    Насколько могущественной должна быть Высшая Сила? Ответ на этот вопрос очень прост. Наша зависимость, как отрицательная сила, несомненно, была более могущественной, чем мы. Наша зависимость довела нас до безумия и заставила делать то, чего мы не хотели делать. Теперь нам нужно что-то, что могло бы противостоять этому – что-то такое, что было бы хотя бы таким же могущественным, как зависимость.

  1. Есть ли у меня проблемы с принятием того факта, что существует Сила или Силы, более могущественные, чем я?
  2. Что может быть гораздо сильнее меня?
  3. Может ли какая-нибудь Сила, более могущественная, чем я сам(а), помочь мне оставаться чистым(ой)? Каким образом?
  4. Может ли какая-нибудь Сила, более могущественная, чем я сам(а), помочь мне выздоравливать? Каким образом?

5. Сила более могущественная, чем наша собственная

    Некоторые из нас могут иметь четкое понимание природы Силы, более могущественной, чем наша собственная, – и это абсолютно нормально. Но для многих из нас, если у них до сих пор нет четкого понимания, Второй Шаг становится точкой начала формирования первого практического представления об этой Силе. Многие зависимые пришли к выводу, что им проще понять, что это за Сила, если сперва разобраться, чем она не является. Кроме того, если мы посмотрим на то, что эта Сила может для нас сделать, нам будет проще открыть для себя ее природу.
    Мы можем изложить множество подходов к пониманию Силы, более могущественной, чем наша собственная. Мы можем представить ее, как силу духовных принципов, как силу Сообщества Анонимных Наркоманов, как «правила хорошего поведения», как что угодно, лишь бы она любила нас, заботилась о нас и была бы сильнее нас. По сути дела, для того, чтобы использовать помощь этой Силы для сохранения нашей чистоты и продолжения выздоровления, нам даже не обязательно ее понимать.

  1. Какие у меня есть очевидные доказательства тому, что в моей жизни действует Высшая Сила?
  2. Каких качеств нет у моей Высшей Силы
  3. Какие качества есть у моей Высшей Силы?

6. Возвращение здравомыслия

    В тексте книги It Works: How and Why дано такое определение термину «возвращение»: «изменение, которое приводит к тому, что зависимость и сопутствующее ей безумие не управляют больше нашей жизнью». Мы выясняем, что точно так же, как раньше мы видели свое безумие в его проявлениях – нашей неспособности верное оценивать ситуации и принимать адекватные решения, – так сейчас мы можем увидеть свое здравомыслие в том, как оно проявляется в нашей жизни – мы начинаем развивать верное видение мира, которое позволяет нам принимать правильные решения. Мы обнаруживаем, что у нас есть выбор. Мы начинаем обретать зрелость и мудрость, которые помогают нам не спешить с решением и обдумать все аспекты ситуации прежде, чем совершить действие.
    Естественно, наша жизнь будет меняться. Многим из нас уже не трудно распознать здравомыслие в своей жизни, когда они сравнивают свое употребление с первыми днями выздоровления; первые дни выздоровления – с более длительным сроком чистоты; а этот срок чистоты – с большим сроком выздоровления. Все это – процесс, и наша потребность в возвращении нам здравомыслия будет изменяться с течением времени.
    Когда мы новички в программе, то для нас, возможно, возвращение здравомыслия означает больше не возвращаться к употреблению наркотиков, и если мы не вернемся к употреблению, то какие-то проявления безумия, напрямую связанные с употреблением, прекратятся. Мы перестанем совершать преступления, чтобы достать наркотики. Мы прекратим доводить себя до деградации и оказываться в унизительных ситуациях, в которых никогда не оказались бы, если бы не употребляли.
    Если мы уже какое-то время выздоравливаем, то нам уже не трудно поверить в то, что Сила, более могущественная, чем наша собственная, может помочь нам оставаться чистыми, но, возможно, мы еще не думали о том, в чем еще может помочь обретение здравомыслия, кроме поддержания чистоты. Очень важно, чтобы по мере нашего роста в выздоровлении росло и наше понимание значения слова «здравомыслие».

 

  1. Что именно я считаю примером здравомыслия?
  2. Какие изменения в моем мышлении и поведении необходимы, чтобы ко мне вернулось здравомыслие?
  3. В каких сферах моей жизни мне сейчас необходимо здравомыслие?
  4. Почему возвращение – это процесс, и как можно его описать?
  5. Каким образом работа по остальным Шагам будет способствовать возвращению мне здравомыслия?
  6. Каким образом здравомыслие уже вернулось ко мне в моем выздоровлении?

    Некоторые из нас могут быть не очень реалистичны в вопросе обретения здравомыслия. Мы можем думать, что мы никогда больше не будем испытывать ярости, или что будем все время вести себя безупречно, потому что начали работать по Шагам, и что у нас больше не будет проблем с одержимостью, эмоциональными расстройствами и другими ненормальностями нашей жизни. Это описание может показаться крайностью, но если мы чувствуем себя разочарованными своими личным ростом в выздоровлении или тем, как много времени требуется для «возвращения здравомыслия», то, возможно, мы узнаем в этом описании кое-какие свои убеждения. Большинство из нас пришло к выводу, что мы обретем намного больше душевного спокойствия, если откажемся от любых ожиданий, которые мы можем иметь насчет того, как должно прогрессировать наше выздоровление.

  1. Каковы мои ожидания насчет того, что ко мне вернется здравомыслие? Эти ожидания реалистичны или нереалистичны?
  2. Подтверждаются ли мои реалистичные ожидания насчет прогресса в моем выздоровлении? Понимаю ли я, что выздоровление происходит со временем, а не внезапно?
  3. Если мы оказались способны хотя бы раз поступить здраво в ситуации, с которой мы никогда раньше не могли справиться, – это очевидное свидетельство здравомыслия. Был ли в моем выздоровлении подобный опыт? Опишите эти ситуации.

7. Духовные принципы

    Во Втором Шаге мы сосредоточимся на принципах непредубежденности, готовности, веры, доверия и смирения. Принцип непредубежденности, с которым мы сталкиваемся во Втором Шаге, происходит от понимания того, что мы не можем выздоравливать в одиночку, что нам необходима какая-то помощь. Свое развитие этот принцип получает, когда мы без предубеждения принимаем на веру то, что помощь нам доступна. Неважно, понимаем мы, как именно Сила, более могущественная, чем наша собственная, собирается нам помогать, или нет – важно просто поверить, что это возможно.

  1. Почему иметь предубеждения вредно для моего выздоровления?
  2. Как в моей сегодняшней жизни я демонстрирую непредубежденность?
  3. Каким образом изменилась моя жизнь с тех пор, как я начал(а) выздоравливать? Верю ли я, что она может еще больше измениться?

    Начать практиковать принцип готовности во Втором Шаге может быть очень просто. Сначала мы можем просто ходить на собрания и слушать, как другие выздоравливающие зависимые делятся своим опытом работы по этому Шагу. Затем мы можем начать применять в своем выздоровлении то, что мы услышали. И конечно, мы просим своего спонсора руководить нашей работой.

  1. Что именно я готов(а) сделать, чтобы ко мне вернулось здравомыслие?
  2. Готов(а) ли я сегодня сделать что-то, к чему раньше у меня не было готовности? Что именно?

    Работая над Вторым Шагом, мы не можем просто сидеть и ждать, пока у нас появится вера. Мы должны работать над этим принципом. Одна из рекомендаций, сработавшая для многих из нас, – это действовать «как будто» мы верим. Это не означает, что мы должны лгать сами себе. Мы также не должны лгать ни своему спонсору, никому-то еще о том, как обстоят у нас дела с этим Шагом. Мы делаем это не для того, чтобы кому-то понравиться или хорошо выглядеть в чьих-то глазах. «Делать как будто» просто означает жить так, словно мы верим, что наши надежды оправдаются. Во Втором Шаге это значит просто жить так, словно мы уже обрели здравомыслие. Для каждого из нас это может сработать по-разному. Многие из нас считают, что мы можем начать «делать как будто», посещая регулярно собрания и следуя руководству своего спонсора.

  1. Какие из моих действий показывают, что я верю?
  2. Насколько моя вера выросла к настоящему моменту
  3. Могу ли я строить какие-то планы с верой в то, что моя зависимость не помешает им осуществиться?

    Нам нужно преодолеть свой страх перед возвращением нам здравомыслия, чтобы начать практиковать принцип доверия. Даже если мы совсем недолго остаемся чистыми, мы, наверное, уже испытывали в своем выздоровлении некую душевную боль. Мы можем опасаться, что дальше будет еще больше боли. В каком-то смысле мы правы: боли будет еще больше. Но не будет такой боли, какую мы не сможем вытерпеть, и не будет такой, какую придется терпеть в одиночку. Если мы сможем поверить в свое выздоровление и укрепить свое доверие к Силе, более могущественной, чем наша собственная, то мы сможем пройти через все страдания на пути к своему выздоровлению. Мы узнаем, что по другую сторону нас ожидает не какое-то призрачное счастье, а фундаментальное перерождение, которое позволит нам получать от жизни глубокое удовлетворение.

  1. Какие страхи мешают моему доверию?
  2. Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от этих страхов?
  3. Какие мои действия демонстрируют, что я доверяю процессу выздоровления и Силе, более могущественной, чем моя собственная?

    Принцип смирения происходит из признания того, что Сила, более могущественная, чем наша собственная, на самом деле существует. Многим из нас требуется приложить невероятные усилия, чтобы перестать полагаться на свое собственное мнение и попросить помощи. Но как только мы это сделаем, мы можем считать, что уже начали практиковать принцип смирения, который обрели во Втором Шаге.

  1. Просил(а) ли я сегодня помощи у Силы, более могущественной, чем моя собственная? Как я это делал(а)?
  2. Просил(а) ли я помощи у своего спонсора, посетил(а) ли собрание, общался(ась) ли с другими выздоравливающими зависимыми? Какими были результаты этих моих действий?

8. Идем дальше

    Когда мы будем готовы перейти к Третьему Шагу, мы, наверное, захотим взглянуть на плоды работы по Второму Шагу. Письменное изложение нашего понимания каждого Шага по мере продвижения к следующему помогает нам четко усвоить духовные принципы, соответствующие каждому из Шагов.

  1. Какие мои действия могут помочь мне в процессе прихода к вере/ убеждению?
  2. Что я делаю для того, чтобы преодолеть свои нереалистичные ожидания насчет возвращения мне здравомыслия?
  3. Как я понимаю Второй Шаг в целом?
  4. Как мои прежние знания и опыт повлияли на мою работу над этим Шагом?

    Когда мы переходим к Третьему Шагу, то у нас в душе, вероятно, зарождается чувство надежды. Даже если мы не новички в выздоровлении, мы все равно стали лучше понимать, что выздоровление, рост и изменения не просто возможны, а неизбежны, если мы прикладываем усилия к работе по Шагам. Мы можем видеть, что есть реальная возможность избавиться от печати безумия, которой нас крепко отметила наша зависимость. Мы уже почти начали успокаиваться. Мы начали освобождаться от слепого повиновения своему безумию. Исследовав свое безумие, мы стали просить Силу, более могущественную, чем наша собственная, освободить нас от необходимости снова возвращаться на прежний путь. Мы начинаем освобождаться от наших иллюзий. Нам больше не нужно испытывать ужас, скрывая свою зависимость, или изолировать себя от людей, чтобы скрыть свое безумие. Мы видели, как эта программа помогла другим, и поняли, что она начинает работать и в нашей жизни. Благодаря обретению веры мы достигаем готовности двигаться дальше и работать по Третьему Шагу.